Основная информация
Коразим - город эпохи Талмуда в Верхней Галилее (тель в 3,5 км к северу от Кфар-Нахума). Упоминается в Талмуде как место, славившееся пшеницей, а в евангелиях - среди городов, проклятых Иисусом за неприятие его учения. Евсевий указывает, что в его время, то есть до 339 г. н. э., Коразим был разрушен. В конце 4 в. евреи вернулись в город, но поселение, существовавшее здесь в 5–7 вв. и в 13–15 вв., не достигло прежнего расцвета.
Древний Коразим удобно располагался на невысокой возвышенности (примерно 100 м. над уровнем моря и 300 м. над уровнем Киннерета), находящейся к северу от озера Киннерет. С запада и юга его огибала небольшая река Коразим, достаточно полноводная в зимний период дождей и высыхавшая в знойное летнее время. Поселение упоминалось в библейских источниках в первой книге раздела «Ранних пророков», автором которой был Иехошуа бен-Нун. Иудейский город времён Второго Храма достиг пика своего развития к периоду Мишны и Талмуда. К этому времени он раскинулся на территории превышавшей 70 дунам, что было немало, в сравнении с многими поселениями. Город был застроен жилыми и общественными зданиями, и совершенно естественным являлось наличие в нём синагоги. Она располагалась на самой высокой точке поселения, к которой были удобные подходы из любой части города.
Однако, вероятно, поселение с его синагогой постигла бы с веками участь подавляющего большинства городов Галилеи, скрывшихся под слоем пыли веков, если бы не Его Величество Случай, в лице христианской традиции. Здесь, в синагоге, как и в синагоге Кфар Нахума, проповедовал Иисус Христос.
Археологи вскрыли территорию города, в плане которого доминировала центральная улица, как дань римским принципам городской планировки. В Коразиме просматриваются все основные признаки развитого города: общественные сооружения, синагога и миквы, здания промышленной зоны, система водосборников. Синагога была центральным зданием города. Её планировка являлась типичной для большинства синагог «галилейского» типа. Она была выстроена из местного камня, базальта, и имела размеры 17 х 23 м.
Центральный вход располагался на юге, повёрнутый в направлении к Иерусалиму. В здании было ещё два входа: узкий, с запада, и более просторный, с востока. Центральный вход имел две боковые двери, над которыми располагалась притолока с полукруглыми окнами, являвшимися источниками освещения зала. В нём были установлены двенадцать колонн, располагавшихся традиционно в виде буквы «П». Они делили зал на базилику (шириной в 7 м.) и три прохода (шириной в 2 м.). Капители колонн представляли собой образцы дорийского и ионийского ордеров. По всей протяжённости стен располагались каменные скамьи. Оригинальная территория зала была облицована базальтовыми плитами. Наличие лестницы предполагало существование второго этажа.
Сотни найденных при раскопках фрагментов позволяют сложить целостное представление об оборудовании синагоги, украшениях фасада и зала. Благодаря этим находкам стало ясным, как выглядел арон ха-кодеш, базальтовая кафедра с выгравированными на ней именами автора и жертвователя, притолока и карнизы.